Блаженный Августин «Исповедь». Тьюторство длиною в жизнь

Вадим Карастелев
3 min readMar 30, 2020

--

Марина Шакалова

Ведя курс “Интерактивное вопрошание” в МГПУ по подготовке тьюторов я дал задание прочитать текст Блаженного Аврелия Августина «Исповедь». Это духовное автобиографическое произведение показывает драму разворота человека к самому себе, а это ключевой компонент в работе тьютора. С согласия авторов представляю их эссе про осмысление “Исповеди” в контексте тьюторства.

Блаженный Августин Аврелий «Исповедь». Тьюторство длиной в жизнь

Эссе. Марина Шакалова

Написала заголовок и улыбнулась — как странно выглядит слово «тьюторство» в соседстве со словами «исповедь» и «блаженный». И какой странной кажется сама задача писать современным прагматичным языком, когда еще не можешь унять волнение от прочитанного, когда не покидает неизъяснимый трепет, как будто соприкоснулась с тайной. …И все же с чего-то нужно начать. Пожалуй, начну с корней — там, у истоков, можно попробовать найти мостики, тропинки, которые соединяют день минувший и день нынешний в единый нескончаемый путь…

Слово «тьюторство» берет свое начало от глаголов «смотреть», «наблюдать». В основе слова «исповедь» — глагол «видеть», «ис» — «изнутри». И в тексте идет постоянная отсылка к «внутреннему зрению» и соответственно к «вЕдению», или особому знанию, которое человек раскрывает, всматриваясь в самого себя. Это знание сродни творчеству, созиданию («вить» еще одно из значений слова «ведать»), в отличие от знания, понимаемого как потребление получаемого извне.

А что тьютор? Можно использовать написанное Августином Аврелием — это тот, кто «повернул меня лицом ко мне самому, заставил сойти с того места за спиной, где я устроился, не желая всматриваться в себя». Это Смотрящий, Наблюдающий, в его вЕдении находится то, чтобы человек не отвратился от себя самого на своем пути познания. И дальше как будто тьютор говорит о своем взаимодействии с тьюторантом: «он сам, пусть всмотрится в себя, увидит и скажет мне».

Теперь о слове «блаженный», что в переводе с греческого — в высшей степени счастливый. Августин Аврелий (Блаженный Августин) много пишет о счастье, о том, что стремление к нему присуще каждому человеку без исключения, где бы тот не жил и на каком бы языке не говорил. «Все согласны в том, что хотят быть счастливы, и если их спросить, в чем они согласны, они ответят, что хотят радоваться, и эту самую радость и называют счастливой жизнью».

Но как же тогда «многие знания — многие печали» (книга Екклесиаста)? И не помогает ли тьютор, сопровождая человека на пути познания, умножать его скорби? Избавилась от нахлынувшего сомнения, прочитав слова автора о его собственном обучении: «наука не давала мне радости, я искал с ее помощью, как угодить людям, … не для того, чтобы их научить, а только чтобы им угодить».

Ключевым для обретения радости, даруемой знанием, является ответ человека на вопрос, зачем он знание ищет. Поддержка в нахождении этого ответа и является важнейшей задачей тьютора. Задачей, решая которую, сам тьютор становится счастливым — иначе зачем становиться тьютором?

А есть ли какой-то определенный возраст, в котором человеку «показано» тьюторское сопровождение и за рамками которого необходимость в нем отпадает?

Снова обращаюсь к «Исповеди», вернее на языке оригинала, к «Исповедям», заключенным в тринадцати книгах. Признанное как первое автобиографическое произведение в европейской литературе, оно охватывает жизнь автора с младенчества и до периода ее написания в возрасте 43–44 лет.

Исследуя каждый из этапов своего пути с его, как мы сейчас говорим, «вызовами», Августин Аврелий в итоге приходит к мысли: «Все это одинаково: в начале жизни — воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым — префекты, цари, золото, поместья, рабы, — в сущности, все это одно и то же». Людям, пишет он, присущи «три свойства: быть, знать, хотеть. Я есть, я знаю и я хочу; я есть знающий и хотящий; я знаю, что я есть и что я хочу, и я хочу быть и знать. ..Эти три свойства и составляют нераздельное единство — жизнь».

Человек таков от рождения и сколько жив.

Вот и перешла по мостикам, привели тропинки в день сегодняшний. Life-long learning. Рука об руку с тьюторством. Длиною в жизнь…

--

--

Вадим Карастелев

Кандидат политических наук, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания, г.Москва www.questioning.pro